30.5.15

О романе Стивена Кинга "Возрождение"

Книга Стивена Кинга "Возрождение" вышла в ноябре прошлого года, и уже в марте у меня появилось американское издание. На его обложке красовался павильон ярмарки аттракционов с ударяющей в него молнией. Это сразу напрягло, так как никогда не любил ярмарочную тематику Кинга. Вследствие чего, например, меня никогда особо не трогал роман "Оно" с клоуном Пеннивайзом. Относительно недавно вышедшую "Страну радости" я также читал с большим трудом и плевался от попыток автора сделать страшный клоунский антураж. К слову, "Возрождение" имеет отсылку к "Стране радости", но не принципиальную в плане сюжета.

Но оказалось, что ярмарочная тематика в "Возрождении" практически не прослеживается, а обложка этого зарубежного издания, в общем-то, не имеет никого отношения к книге. Обложка издания от АСТ в свое время изображает эту же самую молнию, но бьющую в небольшой загородный домик, что в свое время является отражением событий из книги.



По ранним аннотациям было ясно, что "Возрождение" будет иметь отношение к творчеству Лавкрафта, а в своей сюжетной основе будет близко к Франкенштейну Шелли. И если Лавкрафтовская тематика меня всегда радовала, то история Современного Прометея отталкивала. Но как оказалось, к последнему произведению отношения тут особо нет, разве что за исключением темы электричества, как некой основы жизни.

Иллюстрации - Darek Kocurek.

Роман с первых глав вызвал также ассоциацию с "Кладбищем домашних животных", я прямо ждал, когда проповедник окончательно поедет крышей и решится возродить погибшего ребенка и жену с помощью тайного электричества, но этого не будет в книге. То есть Кинг опять умудрился все выкрутить таким образом, что до самого конца затея главного злодея не ясна.


Теперь немного про сюжет без лишних спойлеров. Книга начинается, как обычно для Кинга, в середине прошлого века в штате Мэн. Там мы знакомимся с Джейми Мортоном - одним из детей в обычной американской семье. С Джейми знакомится новый молодой проповедник местной методистской церкви - пастор Джейкобс. Семья Мортона начинает посещать собрания пастора и, несмотря на его юный возраст, его начинают уважать и ценить. Но Джейми узнает пастора с другой стороны. Оказывается, что Джейкобс в своем гараже занимается исследованиями электричества и считает его основой религии. Пастор также считает, что его особое электричество в состоянии лечить людей. Брат Джейми, страдающий от патологии речевого аппарата, получает такое лечение и снова начинает говорить. Но внезапно жена и ребенок Джейкобса гибнут в автомобильной аварии, что заставляет пастора отречься от религии.


Затем рассказывается о взрослении Джейми Мортона и о том, как он стал рок-музыкантом и подсел на наркотики. Джейми, будучи лишенным денег, работы и каких-либо надежд случайно встречает Джейкобса, который используя свое тайное электричество вылечивает его от зависимости. Джейми выясняет, что все эти годы, Джейкобс продолжал исследования по излечению людей и много добился. Сменив стиль жизни и работу, Джейми начинает все с нуля, но внезапно выясняет, что методы лечения Джейкобса имеют определенные последствия, правда только в очень редких случаях. Он решается остановить бывшего пастора от исцеления людей. Джейкобс, как оказывается, уже давно перестал это делать, ведь его цели никак не связаны с помощью больным. Джейкобс предлагает Джейми сделку, в результате которой он вылечит старую подругу Мортона, а тот в свое время поможет бывшему пастору в достижении окончательного результата исследований.


Вы спросите - где же тут Лавкрафт? Он есть, но не то чтобы много. Во-первых, используются традиционные ходы для ранней литературы ужасов - любитель-ученый, смерть близкого человека, непонятные цели героев. Во-вторых, здесь есть Великие Древние, что уже круто само по себе.

"Возрождение" еще радует тем, что история здесь длится на протяжении 50 лет. Особый интерес вызывает изменение отношения пастора Джейкобса к религии на протяжении всех этих лет. Если изначально он, веря в бога, пытается использовать науку как дополнение к вере, то в будущем он сначала превращается в агрессивно настроенного атеиста, а затем он и вовсе встает выше каких-либо богов.


Но в книге есть и слабые места. Это, во-первых, относительно скомканная концовка, в которой совершенно непонятно почему именно Джейми стал ключом к двери, и почему здесь впервые использовалась обычная молния, а не тайное электричество. Во-вторых, традиционная тема зависимостей. Читая про зрелые годы Джейми Мортона, вспоминается масса других романов Кинга, в которых главные герои были зависимы от алкоголя или наркотиков (взять хотя бы недавний "Доктор сон").


Но несмотря на все это перед нами, наконец-то добротный роман ужасов от Кинга. Особым плюсом можно считать использование в романе старых тем для подобного жанра. История, рассказанная в "Возрождении" могла бы произойти и на сто лет раньше, ничего при этом не потеряв. Это не техногенный ужастик по типу "Мобильника", здесь рассказывается о вечных вопросах, которые были у людей еще и до возникновения электричества.

P.S. В какой-то степени роман близок "Розе Марене", которую невзлюбили, как и критики, так и читатели. Там кстати тоже была дверь и свой аналог Царицы.

P.P.S. Кстати, буквально через 3 дня выйдет американское издание второй части приключений детектива Ходжеса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий